Автор: Мария Шевцова
В Союзе потребителей рассказали, как дефицит курьеров изменит рынок онлайн-продаж
В России снизился рынок онлайн-продаж товаров повседневного спроса (e-grocery). Некоторые связывают это с нехваткой кадров, сокращением числа курьеров и упаковщиков заказов. Теперь потребители могут столкнуться с тем, что при покупке товаров, заказ могут отменить.
О том, как в дальнейшем изменится рынок онлайн-продаж изданию «СибМедиа» рассказал глава Союза потребителей России Пётр Шелищ. Эксперт не ожидает резкого падения онлайн-продаж.
Может ли упасть рынок онлайн-продаж в России
Специалист отмечает, что с появлением сервисов доставки, люди не перестали ходить в магазины. Кроме того, он не видит сокращения самого рынка. «Из известных мне показателей снижаются только темпы роста, что логично, так как рост шел с нулевой базы», — поясняет специалист.
«В деньгах на онлайн приходится не более 5% от продаж продуктов, в объеме еще меньше. И даже те потребители, чьи покупки преимущественно перешли в онлайн, продолжают ситуативно посещать и офлайн магазины. Динамика продаж в онлайне существенно не влияет на офлайн продажи продуктов. Если сейчас же закрыть всю онлайн продажу продуктов, то не факт даже, что их скромные объемы полностью перейдут в офлайн, т. к. возможность онлайн заказа — это также дополнительная ситуация «приобретения». Без такой возможности некоторые покупки и не совершались бы», — рассказывает Пётр Шелищ.
Напомним, что последнее время операторы e-grocery стали сокращать зоны доставки, а также повышать ее стоимость. Теперь гораздо сложнее заказать доставку в парки, да и по деньгам это выйдет дороже.
Как дефицит курьеров влияет на онлайн-доставку
Пётр Шелищ также затрагивает тему с дефицитом курьеров и упаковщиков заказов. Специалист подчеркивает, что сегодня потребители фактически никак не платят за доставку им товаров. В пример глава Союза потребителей России приводит популярные сервисы доставки. Даже в самых крупных сетях цена доставки не будет превышать 500 рублей.
«Прямо сейчас рынок доставки продуктов существенно меняться не должен, его объем все еще не позволяет значительно поднимать порог вхождения для новой аудитории.
То есть, если проблема с рабочей силой будет существенно затруднять развитие, могут появиться некоторые механизмы сдерживания продаж за счет повышения минимальной стоимости заказа или цены доставки, по аналогии с повышенным спросом в такси. Но перманентных изменений ожидать не стоит.
В перспективе нескольких лет, когда доля онлайн заказов превысит 8-10%, мы можем уйти в сторону европейских сценариев, где экспресс доставка будет иметь адекватную цену, а потребители будут менять свое покупательское поведение на плановое, то есть делать заказы реже, но крупнее, благодаря чему расходы на доставку будут покрываться ценой продуктов или оставаться несущественными», — объясняет эксперт.
Пётр Шелищ более подробно останавливается на идее адекватной цены для доставки.
«Под адекватной ценой экспресс-доставки я подразумеваю справедливую оплату труда курьера за счет потребителя. Сейчас для потребителя это ничего или почти ничего не стоит. Яндекс.Еда или Лавка в моменты повышенного спроса могут назначить стоимость доставки от 29 до 500₽. Но 95% экспресс-доставок осуществляется либо бесплатно, либо не дороже 100₽, что естественно не покрывает часовую ставку курьера», — резюмирует собеседник издания.
Ранее «СибМедиа» информировало о том, что делать, если вы обнаружили незаконную свалку. Больше информации в материале.