Автор:

Чистить унитазы — нет: В Госдуме отреагировали на случай в детском саду Челябинска

Чистить унитазы — нет: В Госдуме отреагировали на случай в детском саду Челябинска
Яна Лантратова. Фото: duma.gov.ru

В начале июля в соцсетях появилось сообщение о том, что в одном из детских садов Челябинской области воспитательница слишком сурово наказала двух девочек из старшей группы. По словам депутата местного Заксобрания, педагог взяв детей за ухо, отвела их в ясельную группу, где заставила мыть ершиком унитаз и стирать «сопливчики».

Спустя несколько недель, 27 июля, пресс-служба ГУМВД РФ по региону сообщила, что по факту происшествия возбуждено уголовное дело. Статья 156 УК РФ, по которой ведётся разбирательство («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), подразумевает наказание штрафом до 100 тысяч рублей, запрет заниматься определённой деятельностью или даже лишение свободы до трёх лет.

Методы воспитания могут быть самыми разнообразными. Известно, что в элитарных школах США и Великобритании до сих пор существуют даже суровые телесные наказания. С другой стороны, лучшие специалисты российской педагогики предлагали воздерживаться от палочной дисциплины. Поэтому возникает вопрос: не слишком ли сурово будет наказана воспитательница? Или, действительно, она «перегнула палку» и должна понести наказание?

Проблема строгости в воспитании и её пределов – тема, которая постоянно обсуждается в российском обществе. Чтобы разобраться с проблемой, корреспондент СибМедиа обратился к депутату Госдумы от Челябинской области, первому зампреду комитета Госдумы по просвещению Яне Лантратовой.

Необходимо разобраться

«Прежде всего, в истории надо разбираться. Когда я сталкиваюсь с подобными случаями, то стараюсь всегда поговорить не только с обеими сторонами (конфликта – прим. ред.), но и с рядом других родителей: были ли подобные вещи, замечали ли, появлялись ли подобные проблемы в этом учреждении (ранее – прим. ред.) или не было. Конечно, сразу делать вывод нельзя.

Применять какие-то жестокие наказания к детям в детском саду – это, мне кажется, по меньшей мере странно. Потому что это маленький ребёнок, и здесь функции детского сада в первую очередь присматривать за детками, развивать их и так далее.

При этом нужно сказать, что очень часто в ряде учреждений учителя жалуются, что они не могут воспитывать детей. Потому что за любую просьбу из серии «пойди уберись в классе» или «сотри с доски» (то есть обычная трудотерапия) преподавателей начинают карать».

Золотая середина

«Я, например, за возвращение уроков труда. Я за то, чтобы дети перед уроками сами могли убрать кабинет, привести в порядок доску. Но, всё-таки, знаете, в детском саду убирать туалет и стирать «сопливчики» за другими детьми – это, по меньшей мере, странно.

Повторюсь: везде должна быть золотая середина. Уроки труда – да. Привлечение деток к труду – да. Но не такими методами. И возмущение родителей мне тут понятно.

Другое дело, что, может быть, более жёсткое наказание для воспитательницы сейчас и не нужно. После того, как случай получил такую реакцию, она может больше так никогда и не поступит. Поэтому пусть будет сделан вывод. И для воспитательницы, и для руководства заведения. Учитывая, что возбуждено уголовное дело, можно не сомневаться, что выводы будут сделаны.

В одном детском учреждении мне воспитательница рассказывала: мне надо поднимать ребёнка (после тихого часа – прим. ред.), а я даже не могу с него стянуть одеяло. Потому что он мне потом говорит: «Я заявлю на тебя в прокуратуру. Ты не можешь меня заставить». Это ведь тоже крайность! Конечно воспитательные методы должны быть».

Труд не должен быть наказанием

«Но воспитательные меры не должны ударяться и в другую крайность.

Я лично в 18 учреждениях сама доводила до уголовных дела: по моим материалам их возбуждали. И за избиение детей, и за другое. Например, одного мальчика, который украл бананы, посадили в мешок и на ночь унесли в лес, где оставили. Или были случаи, когда детям заливали в руки горячий суп и заставляли есть. Преподаватели, которые это делали, тоже нам говорили, что это форма воспитания. Но это уже не воспитание, а издевательство.

Я сама мама, и, если бы моего ребёнка в садике вот так же заставили пойти мыть туалет, я бы тоже возмутилась. Но при этом, если бы моему ребёнку сказали убрать в классе за собой или назначили дежурным, то я бы это всецело поддержала, как человек, которая сама так же и убиралась, и дежурила. Поэтому знаю, насколько это важно.

А данную историю я возьму на контроль и буду за ней следить».