Автор:

Чиновников Томской области обвинили в махинациях с «мусорным бизнесом». Часть 2

Как мы писали ранее, стараниями чиновников Администрации Томской области, С. В. Шевченко в качестве руководителя томского филиала ООО «Экология-Новосибирск» начал осуществлять деятельность регионального оператора в 4-й зоне (Шегарский, Кожевниковский, Бакчарский районы и город Кедровый).

Причем деятельность осуществлялась только в районных центрах. В подавляющем большинстве населенных пунктов по сбору и транспортированию отходов не оказывалась, что напрямую нарушает условия соглашения с региональным оператором. Проработав 4 месяца и получив экономически необоснованный тариф, ООО «Экология-Новосибирск» предложило расторгнуть соглашение. Однако, г-н Кривов (и. о. начальник Департамента природных ресурсов) не стал на этот раз предлагать истребовать убытки в судебном порядке. Он даже не стал определять сумму затрат регионального оператора путем умножения вывезенных отходов (тонн или кубометров) на установленный тариф. Схема была гораздо проще. 25 декабря 2020 года администрация Томской области издала постановление о перечислении ООО «Экология-Новосибирск» 28 млн. рублей.

И что самое смешное, липовый отчет на эту сумму данное ООО предоставило на следующий же день — 26 декабря 2020 года. А в мае 2021 года сотрудниками УФСБ по Томской области были выявлены факты мошенничества при освоении бюджетных средств в размере 8,5 млн рублей из выделенных 28 млн. рублей.  В связи с явными и неопровержимыми фактами, прокуратура региона была вынуждена возбудить уголовное дело в отношении директора Томского филиала ООО «Экология Новосибирск» Шевченко С. В. Фиктивные документы на вышеуказанную сумму были им представлены в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области. Явные фальшивые документы не вызвали подозрений у чиновников департамента, несмотря на то, что изначально сумма оплаты вышеуказанному ООО из расчета 7 млн рублей каждый месяц была более чем в два раза выше ежемесячной выручки, собираемой прежним региональным оператором ООО «САТП № 1412». О размере этой выручки (около 3 млн рублей в месяц) сотрудники департамента имели информацию. Кроме того, на основании представленных С. В. Шевченко документов департамент принял 100% выполненных работ. В соглашении между сторонами указано, что вывоз отходов должен осуществляться во всех сельских поселениях районов, а фактически сбор и транспотирование осуществлялось только в районных центрах.

Мнение прокуратуры

Изначально, по сообщению самой прокуратуры, уголовное дело было возбуждено по ст. 159 ч. 4 УК РФ как мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору. В дальнейшем по мошенничеству был привлечен только г-н Шевченко, а в отношении чиновников органы прокуратуры Томской области были вынуждены переквалифицировать уголовное дело по ст. 293 УК РФ, а именно халатность в отношении не установленного лица. Почти полтора года расследование идет безрезультатно.  И как можно предположить, через полгода будет закрыто в связи с истечением срока давности. В связи с этим, а также другими нижеприведенными обстоятельствами, можно сделать вывод, что в результате бездействия, а может быть и хуже того — действий прокуратуры Томской области, реформа по обращению с отходами провалена. Не достигаются не только цели реформы, но и почти в трети муниципальных районах региона в настоящее время услуга по обращению с отходами оказывается вне рамок закона и бюджетного законодательства. О достижении показателей национального проекта «Экология» вообще говорить не приходиться — ничего не сделано даже на бумаге. Неоднократные попытки привлечь бизнес на часть территории области бесполезны, потому как за время проведения реформы частные предприниматели перестали доверять чиновникам, ответственным за нее, а также прокуратуре, как государственному надзорному органу.

Новые фигуранты дела 

Получив в декабре 2020 года незаконную субсидию по компенсации затрат регионального оператора, томский филиал ООО «Экология Новосибирск» уведомил Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды о том, что он прекращает деятельность в связи с заведомо экономически необоснованным тарифом. Однако, уже с января 2021 года департамент заключил временное (сроком на 1 год) соглашение по 4-й зоне деятельности с новым региональным оператором ООО «Транспортные коммунальные системы» (ООО «ТКС»), которое с 2019 года осуществляло деятельность регионального оператора во 2-й зоне деятельности-Каргасокском и Парабельском районах области, срок действия соглашения установлен до 2028 года. По нашей информации, соучредителем ООО «ТКС» в апреле 2021 года стал вышеупомянутый С. В. Шевченко. Сделка состоялась под давлением чиновников администрации области. Видимо был использован заложенный в соглашении коррупционный механизм расторжения в одностороннем порядке. Но 24 мая 2021 года Шевченко был задержан сотрудниками УФСБ. В сентябре 2021 года ООО «ТКС» так же свернуло деятельность в 4-й зоне по причине экономически необоснованного тарифа, и, видимо, невозможности получения бюджетной субсидии за ранее отработанный период (январь-май, т.к. тариф был выдан в мае), как это они проделали в 2020 году с ООО «Экология Новосибирск».

В сентябре 2021 года до настоящего времени в нарушении установленного порядка сбора и вывоза отходов региональный оператор в этой (четвертой) зоне отсутствует, а финансированием сбора и вывоза отходов незаконно осуществляется из местных бюджетов муниципальных районов или поселений. В декабре 2021 года ООО «ТКС» уведомило департамент, что прекращает деятельность в качестве РО и во 2-й зоне, несмотря на то, что согласно действующему соглашению общество обязано было осуществлять деятельность до 2028 года. Получив односторонний отказ, департамент не издал приказ о лишении статуса регионального оператора ООО «ТКС» как с недобросовестным поставщиком услуг и не истребовал банковскую гарантию, как департамент поступил полностью в аналогичном случае в отношении ООО «САТП № 1412» в 2020 году. Вместо данных процедур чиновники подали в арбитражный суд Томской области исковое заявление (Дело № А67-137/2021) о признании незаконным одностороннего отказа РО от исполнения своих обязанностей. Данный факт полностью противоречит действиям и занятой прокуратурой и департаментом позиции, что в данных обстоятельствах департамент был обязан своим приказом лишить ООО «ТКС» статуса РО в связи с недобросовестным исполнением своих обязанностей. В полностью аналогичной ситуации с САТП № 1412 такие действия Департамента поддерживала прокуратура ТО, что было отражено в судебных решениях. Если в нашей стране существует равноправие в части одинакового применения органами исполнительной власти законодательства ко всем гражданам и юридическим лицам, то в действиях должностных лиц департамента есть признаки уголовного преступления, определенные ст. 330 УК РФ – самоуправство.

О том, почему прокуратура Томской области не желает признавать незаконность выделения всей суммы субсидии в размере 28 млн рублей будет рассказано нами в дальнейшем.