Автор:

Почвовед Тимофеева рассказала, какой вред экологии наносят дорожные реагенты зимой

Почвовед Тимофеева рассказала, какой вред экологии наносят дорожные реагенты зимой
фото: freepik.com/teksomolika

В зимний период на дорогах часто начинают использовать реагенты. Они помогают бороться с гололедом, однако многие из них попадают в почву, сточные воды и наносят вред окружающей среде.

Эколог, к.б.н, доцент кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ Елена Тимофеева рассказала изданию «СибМедиа», можно ли минимизировать вред от противогололедных средств и есть ли способ безопасно удалить реагенты с обуви. Эксперт подчеркнула, что стопроцентно безвредных реагентов не бывает. Однако существуют группы, которые менее всего вредят окружающей среде и человеку.

Эколог Томина: Снизить ущерб от разлива нефти можно при оперативном реагировании Эколог Томина: Снизить ущерб от разлива нефти можно при оперативном реагировании

«Вещества по борьбе с зимней скользкостью, безусловно, нужны, без них аварийность вырастет. При этом совокупный негативный эффект может обернуться:

— засолением вод — поверхностных и грунтовых, вплоть до невозможности пить эту воду. Встречала случаи, когда организация вынуждена была выкупить участок с соленым колодцем. — Засолением/осолонцеванием почв, утратой плодородия, вплоть до невозможности роста растений. — Изменением реакции среды, то есть повышением щелочности (реже) или кислотности (в отдельных случаях гидролитически кислые компоненты или продукты трансформации реагентов)», — объясняет специалист.

Она рассказала, какая бывает классификация реагентов и какие из них наиболее экологичные.

«В п.4 ГОСТ Р 58427-2020 есть классификация противогололедных материалов (ПГМ): жидкие, твёрдые, двухфазные ПГР; фрикционные ПГМ (создают трение) и комбинированные.

Фрикционные (гранит, щепа) по сравнению с химическими реже дают негативный эффект, но забивают ливневку, остаются на поверхности», — говорит эколог.

Елена Тимофеева отметила, что в России, как правило, не используют подогрев асфальта, чтобы растопить лед. Это дорого и нерентабельно.

«Абсолютно безопасных противогололедных материалов нет, [негативное] влияние от них будет. Подбирать их стоит исходя из объекта и задач, а также химического состава ПГМ и продуктов их трансформации».

«Многолетние исследования противогололедных реагентов на основе хлорида натрия показали, что сильно страдают не только почвы и воды, но и живые организмы в них. Сегодня это самый распространенный реагент, так как он самый дешевый. Производители пишут, что такие ПГР экологичны, не знаю, что они имеют в виду. Единственное преимущество — эта соль с нейтральной реакции среды. Достаточно безопасны ПГМ на основе органических анионов (формиаты, ацетаты и т. д), но при этом многие дают щелочную реакцию среды, поэтому нужно анализировать, где это допустимо», — напоминает собеседник издания.

В завершении беседы Елена Тимофеева рассказала, что реагенты, которые остаются на обуви, чаще всего смываются в канализацию. Таким образом, вредные вещества попадают в сток. И избавиться от этой тенденции вряд ли получится.

«Избавиться от реагентов невозможно, так как смывать мы все равно будем в канализацию,  а от противогололедных солей очистка коммунального стока не ведётся, там  только они разбавляются и снижение негативного воздействия идет только из-за снижения их концентрации в стоке».

«Абсолютная очистка возможна только при работе установок обратного осмоса, что слишком дорого и нерентабельно», — подводит итоги эколог.

Ранее «СибМедиа» информировало, какие опасные вещества содержит снегоотвал в Красноярске. Подробности читайте в материале.