Автор: Елена Печур
Представитель Greenpeace: Новосибирская область может столкнуться с трудностями при использовании беспилотников
Власти Новосибирской области усиливают возможности наблюдения за ландшафтными пожарами и возгораниями в лесах в связи с изменением климата и ожиданием большего числа засушливых периодов. Так, губернатор региона Андрей Травников поставил задачу по приобретению необходимого количества беспилотников для своевременного реагирования на ЧС. Насколько такая мера необходима и эффективна, корреспондент «СибМедиа» узнал у Григория Куксина, руководителя противопожарного отдела Greenpeace России.
Инициативу эксперт одобрил, указав, что эта современная мера действительно работает.
«Беспилотники — это разумно, нормально и современно. Их использование существенно повышает скорость обнаружения пожаров, а также скорость и качество проведения разведки. Поэтому, если есть возможность, надо ею пользоваться и внедрять».
Однако власти Новосибирской области столкнутся как минимум с двумя проблемами при приобретении и использовании оборудования, уверен эколог. Первая связана с текущей экономической ситуацией и введенными санкциями.
«Первая проблема технологическая. У нас не так много отечественных разработок, которые были бы достаточно надежны и при этом приемлемы по деньгам. Не все, что раньше поставлялось из других стран, сегодня доступно».
Но если этот вопрос все-таки относится к категории решаемых, то вот второй — законодательный — не так прост. Законодательство по применению беспилотников и съемки с воздуха сложное и часто меняется. И те нормы, которые в этом году вступили в силу, накладывают много ограничений, почти непреодолимых для органов лесного хозяйства в части применения беспилотников.
«Есть новое требование, которое возникло в этом году. Это обучение на внешних пилотов по программам, утвержденным Росавиацией, ну и в целом получение сертификата пользователя воздушных судов. И эти требования почти невыполнимы. Утвержденных программ нет, центров по подготовке тоже, а коммерческие фирмы выдают филькины грамоты. И помимо обучения есть много других требований к эксплуатантам воздушного пространства, которые практически невыполнимы для органов лесного хозяйства, пожарных команд. Они предполагают почти такие же сложные правила и процедуры, как для тех, кто использует большую пилотируемую авиацию. И я не знаю ни один орган лесного хозяйства в стране, который бы соответствовал этим правилам и требованиям».
Получается, что все идут на какие-то нарушения в части подготовки внешних пилотов и получения свидетельств об эксплуатации воздушного пространства. То есть постоянно находятся под риском каких-то санкций.
«Фактически свободно летать у нас могут юрлица или авиационные предприятия. А все остальные действуют до какой-то степени в «серой» зоне».
Ранее эколог в беседе с «СибМедиа» предложила решить проблему со свалками в Сибири по примеру Европы.