Автор: Елена Печур
Представитель «Родотпора» объяснил причины массового перехода жителей города в ХМАО на семейное обучение
В «Родотпоре» ХМАО заявили, что в Сургуте все больше детей переходят на семейное образование. О том, почему семьи предпочитают данную форму обучения традиционной в интервью «СибМедиа» рассказал представитель вышеназванного общественного движения Андрей Дейнега.
Семейное обучение как спасение от рутины
Семейное образование предполагает, что учащиеся с согласия взрослых могут не посещать некоторые или даже все предметы. Но при этом в конце триместра, четверти или учебного года школьники обязаны пройти контроль знаний — сделать проект, сдать нормативы, написать контрольную.
По словам Андрея Дейнеги, такая форма обучения в Сургуте сегодня пользуется спросом.
«Прошлый учебный год мои дети ходили учиться в семейный клуб. Родители объединились, наняли учителей, и вот детки вместе учились. Таких было около 60 человек. Все ушли на семейное обучение с сентября», — рассказал наш собеседник.
В семье Андрея три ученика. Двое учились в муниципальной школе, а третий классическое учебное заведение ни разу не посещал.
«Я разговаривал со многими родителями, и они рассказывали, как на их глазах за первый класс ребенок от горящих глаз переходит в состояние отрешенности. Он уже не желает ничего знать. Школа — это рутина. В процессе анализа родители пришли к выводу, что программа первого класса так построена, чтобы отбить у ребенка желание учиться. Я, наблюдая за тем, что происходит со старшими, твердо решил, что после садика младший сын в муниципальную школу не пойдет», — так объяснил причины своего решения активист.
Старших детей Андрей также забрал из школы. Среднего — после окончания начальной, старшего — из средних классов. Однако пока тягу к обучению вернуть не удалось. В том числе из-за огромных пробелов в знаниях.
«Сегодня мы учимся с помощью электронных материалов. Есть теория, есть записи живых уроков. Есть куратор, который ведет и сопровождает. Я вот лично вижу по своим детям, как они относятся к учебе. Младший интерес не потерял. Все уроки, которые нравятся, делает больше, чем даже нужно. У старших видно, что желания учиться нет. И если старший сын уже в силу возраста занимается и втянулся — его очень хвалят, то средний ребенок — пока проблема. Учиться не хочет. Вскрылись огромные пробелы в знаниях, о которых нам никогда не говорили в школе. Сейчас нагоняем, наверстываем», — поделился опытом общественник.
Куда уходят средства?
Однако в ХМАО сложность вызывает финансовый вопрос. Получение ребенком основного общего образования бесплатно для родителя — средства на это выделяются государством. По закону при переходе детей на семейное обучение родителям должна выплачиваться компенсация. Вот только решение о ней регионы принимают самостоятельно. Пока это сделали только несколько субъектов РФ. ХМАО в их число не вошел.
«Я смотрел опыт других регионов. Там по-разному. Но в целом все просто. Часть средств остается школе для проведения аттестации — если ребенок в школе субъекта аттестуется, остальное выдается родителю для организации обучения. Ну а дальше родитель либо оставляет работу и учит своих детей, или совмещает, или учит онлайн, или отдает в частную школу. Вариантов очень много», — пояснил Андрей Дейнега.
Представители «Родотпора» сейчас призывают местные власти решить данный вопрос в пользу семей, предусмотрев выплаты за обучение вне стен муниципальной школы.
«Я за равные условия. Нашим детям одинаково выделяют денежные средства на обучение. В законе есть несколько форм образования. Очное, заочное, семейное. Ну так значит и по вопросу финансирования все должно быть решено симметрично. Наш округ во всех вопросах передовой. А тут вопрос детей — и у нас просто пустота… Если вы идете в муниципальную школу, деньги идут туда. Если вы туда не идете, деньги идут…. — куда и кому?» — задается вопросами активист.
Чтобы дети вернулись в школу, школа снова должна ей стать
В завершение разговора Андрей Дейнега в качестве еще одного объяснения причины выбора семейного обучения привел письмо директора севастопольской гимназии №1 им. А. С. Пушкина Виктора Оганесяна к Министру просвещения РФ Сергею Кравцову от 22 августа 2022 года. Педагог с 44-летним стажем просит чиновника … разрешить учителям учить. А еще перестать превращать школу в место для ежегодных опытов над детьми.
«От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребенка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. <…> Перестаньте нас унижать. Чем меньше нас будут отвлекать от главного дела – обучения и воспитания, тем лучше мы будем работать», — говорит в письме Оганесян.
Представитель «Родотпора» полностью согласен с главой гимназии, считая, что достойное обучение нужно и можно вернуть в школы, однако пока в системе образования творится хаос.
«Пока наши власти рисуют красивые графики и цифры, внутри современной школы происходит просто кошмар», — подвел итог Дейнега.
Ранее «СибМедиа» представитель «Родотпора» призвал вместо закона о буллинге вернуть в школу нормальных учителей.