Автор: Елена Печур
Психолог рекомендовала перевести пострадавших от 3-летнего агрессора в Новосибирске в другой детсад
Родители воспитанников детского сада № 306 в Новосибирске пожаловались на поведение трехлетнего мальчика, который терроризирует других детей. По словам родителей, это началось около года назад. Ребенок может и побить, и подножку поставить, и запугать до дрожи в коленках. В детском саду говорят, что ситуация находится под контролем, а с хулиганом занимается психолог. Но родители уже подали коллективное заявление в министерство образования. Они требуют перевести ребенка в другую группу.
Варианты решения проблемы «СибМедиа» обсудило с детским психологом Ириной Тарановой.
Первое, на что нужно обратить внимание, считает специалист, это причины такого поведения. Разобравшись в них, можно добиться коррекции.
«Первостепенный вопрос — это вопрос безопасности физической и эмоционально-психологической. И все действия взрослых должны быть направлены на то, чтобы уберечь этого ребенка и других детей. Вообще, первый вопрос, который возникает, почему у ребенка в три года такие большие всплески агрессии, направленной на других ребят. Это свидетельствует о том, что у ребенка есть сложности и трудности, которые нужно помочь преодолеть. И первое, что приходит в голову, это психотерапия. Семейные занятия с ребенком, возможно, семейная психотерапия. Для того чтобы понять источники такого поведения и показать другие стратегии, которые могли бы дать социально приемлемый выплеск агрессии».
Родителям других детей психолог советует озаботиться безопасностью своих чад, а не вопросами наказания их обидчика.
«Повторюсь, первостепенный вопрос — это вопрос безопасности. Если не получается создать безопасные условия сейчас, в таких обстоятельствах, оградиться от этого ребенка, тогда нужно думать о психологическом и физическом здоровье своего и, возможно, перевести или в другую группу, или в другой сад, или временно забрать из ДОУ, если позволяют условия. Одним словом, показать ребенку, что я буду тебя защищать, помогу создать тебе такие условия, где бы ты чувствовал себя безопасно. Так как ребенок в этом возрасте их для себя не может создать самостоятельно. В три года у него не развиты стратегии самозащиты. Это та функция, которая должна лежать на взрослых: на родителях и на воспитателях».
Родителям мальчика-агрессора наша собеседница рекомендовала обратиться к специалистам, чтобы, в первую очередь, помочь самому ребенку. Ведь вряд ли он сам находится в комфортных условиях.
«Психологическая помощь, консультации врачей, если они понадобятся. Это нужно, чтобы, во-первых, найти причины такого поведения, во-вторых, помочь ребенку справляться с теми сложностями, с которыми он сталкивается, для того чтобы это все не выходило в такую агрессию».
Что касается воспитателей, то они помочь могут вряд ли. Так как не обладают теми же властью и авторитетом, что родители.
«Воспитатели, к сожалению, не обладают такой же властью влияния на ребенка, какой обладают родители. И если мы говорим о каких-то психологических трудностях, то преодолеть их помогут родители. Если получится через воспитателя воздействовать на ребенка, привить систему правил, систему норм, то прекрасно. Но насколько это будет эффективно — другой вопрос».
При этом образовательная организация может вывести ребенка на индивидуальное обучение, однако для этого необходимо заключение психиатра. Врач должен доказать отклонения в психическом состоянии несовершеннолетнего и его опасность для сверстников.