Автор:

Томские абитуриенты «заваливают» точные науки и не проходят по баллам на технические специальности

В нескольких Томских вузах принято решение о дополнительном наборе студентов на бюджетные места ввиду невыполнения плана зачисления. Самыми «пострадавшими» от недобора оказались технические специальности с физикой в качестве основного предмета. Выпускники школ обошли такие направления подготовки в вузах стороной. В числе причин возникшей ситуации специалисты называют общие и частные.

Как известно, Министерство высшего образования и науки РФ Приказом № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования…» от 21 августа 2020 г. утвердило принципиально новый порядок поступления в отечественные высшие учебные заведения. Если раньше зачисления абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, проходило в две волны — 80% конкурсных мест заполнялись в первую, и 20% отдельно во вторую, то, начиная с 2021 года, согласно новому порядку, оставлена только одна. Соответственно, возможность поступающему совершить две попытки, должным образом оценив свои шансы, отдана на усмотрение самих вузов. Ситуация складывается таким образом, что, узнав информацию о количестве мест в желаемый вуз после зачисления целевиков и льготников, обычный абитуриент в кратчайший срок должен принять решение о подаче оригинала аттестата и написать согласие, подтверждающее выбор вуза и специальности. Переоценившим свои возможности и не поступившим на бюджет в основную волну останется надеяться лишь на дополнительный этап зачисления, который вузы могут проводить (или не проводить) по своему усмотрению. Что и случилось, в частности, в НИ ТПУ и ТУСУРе.

С одной стороны, выпускники, не прошедшие на желаемые места в основную волну получили шанс на заветный бюджет в ином вузе или по иной специальности. С другой, можно предположить, что такой «добор» приведёт к появлению в рядах студентов технических инженерных направлений людей случайных. Все ли из них дойдут до конца обучения и станут настоящими специалистами? Вопрос риторический.

По мнению руководителей и сотрудников приёмных комиссий томских вузов, сложности с набором на технические специальности во многом связаны с недостаточным уровнем знаний вчерашних школьников. Ограничения, вызванные внезапно возникшей пандемией коронавируса привели к тому, что в течение двух лет обучение в школе проходило в дистанционной форме. Проблемы дистанционного школьного образования многократно обсуждались в СМИ и на различных профильных площадках, однако объективные результаты дали о себе знать. Средний балл для поступающих вырос, а знания — нет. Большие вопросы и к качеству преподавания физики в общеобразовательных школах. А ведь если у школьника отсутствуют необходимые базовые знания по данному предмету, ждать, что ситуация будет исправлена в вузе не приходится. Одновременно, на фоне недоверия абитуриентов к физике, хорошо наполняются новыми студентами IT-специальности. Эти места в Томских вузах укомплектованы полностью, более того, не прошедшие по конкурсу на бюджет часто идут на платное обучение по данному направлению. Вероятно, что кроме пробелов в среднем образовании нарушен баланс мотивации и перспектив инженерных и технических (не IT) профессий. Попросту говоря, вчерашний выпускник, а может быть и школьник, находясь ещё на школьной скамье, не видит себя успешным техническим специалистом, даже не смотря на то, что количество инженерных вакансий в России достаточное.

Похожая ситуация с зачислением складывается и в других вузах страны. Проблемными предметами, наряду с физикой называют математику и химию. Приём документов для поступающих дополнительным набором пройдёт с 11 по 25 августа. Проблема свободных бюджетных мест, очевидно, будет решена. Но вопросы к системе среднего и высшего образования останутся. Создаётся ощущение хаотичного реформаторского движения, этакого эксперимента на ходу не приводящего к качественным результатам, столь необходимым для ответов на вызовы настоящего времени. Россия остро нуждается в людях, обладающих государственным мышлением в самых разных сферах деятельности, но образование является одной из самых ключевых, поскольку без построения собственной эффективной системы подготовки специалистов высокой квалификации, невозможно ни развитие, ни наличие технологического суверенитета страны.