Автор: Александр Петренко
Контроль водителя по биометрии слишком дорог для каршеринга – автоюрист Радько
Автомобили каршеринга нередко вызывают нарекание у прочих участников движения. Крайне агрессивная езда людей, которые стараются побыстрее добраться до места, чтобы поменьше заплатить за аренду, постоянно создаёт на дорогах аварийные ситуации.
Нередко такая езда заканчивается буквальными авариями, как например, случилось 26 августа в Челябинске. Там молодой человек 17, не имеющий водительских прав, завладел автомобилем каршеринга. На дороге он не справился с управлением, протаранил другую машину, повредил металлическую ограду и даже задел пешехода.
Даже в столичном операторе каршеринга «BelkaCar» корреспонденту СибМедиа не смогли объяснить: есть ли какие-то способы предотвратить подобные «угоны»? Поэтому мы обратились к адвокату и автоюристу Сергею Радько.
— Есть ли какие-то механизмы защиты от подобных случаев? Ведь каршеринг развивается активно, таких машин на дорогах много. Неужели нужно шарахаться от каждой такой, предполагая, что в ней сидит водитель без опыта и прав?
– Проблема несанкционированного доступа в машину тех, кто не должен там находиться – она есть. И возникла эта проблема с самого момента появления каршеринга. Другое дело, что непонятно, как её решать.
Предлагались разные варианты. Например, допускать к управлению не по предъявлению аккаунта, а делать идентификацию водителя через глаза, голос, отпечатки пальцев. Но в нынешних условиях это стало нереально. Потому что мы знаем: вся эта техника подорожала, машины подорожали. Соответственно, если ставить ещё и такие системы, которых тоже почти нет, потому что мы знаем, что в мире творится, это значительно повысит стоимость услуг каршеринга. А это может оттолкнуть потенциальных пользователей.
Тем более, что мы знаем: большинство каршеринговых компаний работает себе в убыток.
– То есть «система» об этой проблеме знает. «Система» пытается найти решение, но пока не видит такового?
– Да. Я думаю, здесь проблема в финансах. Потому что, теоретически, можно оснастить машину системой распознавания лиц аналогичной той, что установлена в метро. Там подходишь, показываешь лицо, проходишь, деньги списываются.
Но это система дорогая. А оборудовать ею машину придётся, в конечном итоге, за счёт пользователей, повышая тарифы.
– Подобные гаджеты всегда становятся дешевле, по мере того, как становятся массовыми. Поэтому можно ожидать, что в будущем они в машинах крашеринга, всё-таки, появятся
– Да, эти системы развиваются. И чем их больше, тем они становятся дешевле.
В любом случае обсуждаемую проблему надо решать путём установки системы дополнительной идентификации по биометрии (те самые пальцы, голос, лицо), а не только через электронный аккаунт, который, как известно, очень легко может получить постороннее лицо.
– Самому каршерингу установка такого оборудования будет выгодно. Благодаря камерам они будут иметь возможность получать информацию, что происходит в салонах их автомобилей.
– Не только «будут знать». Они будут нести меньше убытков, потому что даже одна-две разбитые машины вот такими лихими подростками – это очень большой убыток.