Автор:

Психолог Сандомирский рассказал, что оградить подростков от «селфицида» не получится

Психолог Сандомирский рассказал, что оградить подростков от «селфицида» не получится
Подростки в опасности. Фото: цитата из х/ф «Оно» (реж. А. Мускетти, 2017)

После каждого случая, когда дети гибнут, столкнувшись с техногенной средой, возникает волна возмущения. Родители и общественные деятели требуют найти виновных, тех, кто «не доглядел», чтобы наказать за халатность.

Так, например, за август как минимум два аналогичных случая приводили к расследованиям со стороны СК. В Кузбассе 9-летний мальчик сгорел, забравшись на трансформаторную будку. А в Приангарье подросток получил удар током после того, как залез на железнодорожную платформу, желая сделать селфи.

С одной стороны, действительно, любой родитель хочет оградить детей от опасности. Или хотя бы найти виновного, если оградить не удалось. Но, с другой стороны, причина подобных случаев далеко не всегда в халатности взрослых. Об этом корреспонденту СибМедиа рассказал психолог Марк Сандомирский.

Селфицид

«Во-первых, это довольно широкая проблема поведения подростков связанного с риском.

А, во-вторых, некоторые подростки склонны к экстриму, склонны к рискованному поведению. Таким образом они снимают напряжение, другой аспект – таким образом они самоутверждаются, демонстрируя «смелое» поведение друг другу.

К сожалению, это ни что иное, как формы скрытого суицида: когда подросток ведётся себя подобным образом, подсознательно он может стремиться, перебарщивая со степенью риска, к чему-то подобному. Невольно, по неосторожности, не обдуманно, нечаянно, – да, но, фактически он совершает суицид.

Такое поведение подростков, которое связано именно со стремлением сфотографироваться в каком-то экзотическом окружении, например, на крыше поезда, носит специальное название: «селфицид».

Многоликая беда

«К сожалению, это имеет очень много разных проявлений: травмоопасное поведение, связанное с тем, чтобы карабкаться на высокие здания (так называемый «руфинг»), и стремление найти заброшенные дома, полуразрушенные здания, чтобы там совершать какие-то экскурсии. В результате подростки могут становиться жертвами травматизма.

Вообще, конечно же тут ещё играет роль и групповое поведение: подростки стремятся доказать собственную смелость друг другу. Они пытаются самоутвердиться таким образом, а степень риска они при это не понимают. Ими управляет подростковая конкуренция и стремление к соревнованию, выяснению «кто круче», как они говорят.

Свой вклад в эту проблему вносит инфантильность. Подростки, которые ведут себя таким образом, физически опережают сверстников, а эмоционально и рационально они ещё недостаточно развиты. Поэтому у них нет в достаточной мере самоконтроля и оценки степени риска».

Диагностика и профилактика

«Конечно, нужна профилактическая работа в образовательных учреждениях. Этим должны заниматься, во-первых, школьные психологи. А, во-вторых, эта тема должны звучать на уроках ОБЖ. Причём важно, чтобы ни преподаватели, ни учащиеся не относились к этому формально.

Есть психологические методы анализа, которые пригодятся в данном случае. Например, тесты Шуберта, когда выявить повышенную склонность к риску, травмам и опасности у подростка можно выявить путём опроса. Также можно выявить виктимность и склонность к жертвенному поведению в чрезвычайных ситуациях.

Профилактика таких печальных событий очень важна. Сейчас, кстати, в такой профилактике очень важную роль играют соцсети, если это элементы социальной рекламы. Такой подход выглядит очень изящно: там же откуда приходит беда, можно найти решение, как её преодолеть».