Автор:

За ДТП с 17-летним без прав должен отвечать каршэринг — автоэксперт Похмелкин

В Челябинске 17-летний гражданин устроил ПДД в котором пострадал пешеход. Не имея водительского удостоверения, молодой человек завладел машиной каршеринга. На дороге он не справился с управлением, въехал в стоящий автомобиль. После этого снёс две секции металлического ограждения и задел пешехода. Как финальный штрих: машина остановилась прямо у входа в магазин «Алкополис».

Ситуацию, к сожалению, нельзя назвать уникальной. И в данном случае остается только говорить, «Спасибо», что всё обошлось без человеческих жертв. Но сам факт попадания автомобиля в руки человека без прав проигнорировать не удаётся. Поэтому корреспондент СибМедиа обратился за комментарием к председателю общественного движения «Движение автомобилистов России», доктору юридических наук Виктору Похмелкину.

Мы попросили объяснить: кроме проверок ГИБДД на дорогах, есть ли какие-то механизмы защиты от подобных инцидентов? Ведь если начать проверять права у каждого водителя каршеринга на каждом посту, сама идея арендных авто умрёт.

«Владельцы каршерингов уверяют, что они проверяют тех, кто пользуется их автомобилем. И, в том числе, проверяют на наличие прав, возраста и так далее. Поэтому надо спрашивать с них, это их ответственность», – сказал Похмелкин.

Наш собеседник подчеркнул, что такие сервисы обязаны предусмотреть средства защиты от попадания машины в ненадлежащие условия:

«Наряду с непосредственным нарушителем, отвечать должна и каршеринговая компания: как так произошло, что лицо, не имеющее прав село за руль вашего автомобиля? Какие системы безопасности не сработали?»

Эксперт указал, что аналогичные ситуации могут возникать и вообще без участия каршеринга. Молодой человек мог бы «позаимствовать» машину у своего отца или просто друга. Но тут владелец машины тоже нёс бы ответственность за произошедшее:

«Если бы, например, этот молодой человек взял бы машину своего отца, то отец бы отвечал за то, что допустил, управление автомобилем того, кто не имеет на это прав. В такой ситуации отец мог бы сделать заявление об угоне. Но в семье на такое мало кто пойдёт. Но если такого заявления не будет, то выходит, что это халатность со стороны владельца авто. И это если не будет доказано прямого умысла».

Похмелкин указал, какую степень ответственности необходимо в подобных случаях возлагать на службы каршеринга.

«Повторю: каршеринговые компании обязаны проверять, кто садится за руль им машины. И если это оказался человек без прав, устроивший аварию, то они должны нести ответственность: и имущественную, и административную, как юридическое лицо».