Автор: Мария Шевцова

Правозащитник Павлов рассказал, как определить подделку на маркетплейсах

Правозащитник Павлов рассказал, как определить подделку на маркетплейсах
Фото: ru.freepik.com / freepik

«Яндекс Маркет» планирует открыть новый маркетплейс по продаже премиальных товаров и вещей в сегменте люкс. На новой платформе будут доступны как редкие товары, так и популярные марки, пользующиеся спросом. Развитие проекта будет происходить на базе раздела «Универмаг».

Издание «СибМедиа» совместно с председателем общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олегом Павловым выяснило, чего ждать от нового маркетплейса. Эксперт считает, что проект «Яндекс Маркета» будет сделан качественно, а доля контрафактной продукции там если и будет, то минимальной.

«Есть маркетплейсы, у которых слабо развит контроль поставщиков, там бывает много нелегальной продукции. Но есть маркетплейсы, которые максимально используют возможности по проверке контрагентов, продукции. “Яндекс Маркет” в их числе. Процент контрафакта там минимален.

Беляев: Освобождение от уплаты НДС нарушает принцип создания продукта Беляев: Освобождение от уплаты НДС нарушает принцип создания продукта

Происходит это потому, что в самых популярных категориях, таких, как одежда, обувь, парфюмерия, введена цифровая маркировка. Каждый участник оборота такой продукции должен быть зарегистрирован в этой системе. “Яндекс Маркет” при допуске компаний на свою площадку проверяет, является ли продавец легальным участником оборота. У маркетплейса благодаря системе маркировки есть возможность проверять товары на их легальность по специальному коду», — считает собеседник издания.

Он отметил вклад цифровой маркировки в сокращение контрафактной продукции. Олег Павлов рассказал, как правильно пользоваться этой технологией, чтобы проверять, откуда прибыл товар. Для этого потребителю потребуется система маркировки «Честный знак».

«У рядового потребителя отсутствует возможность запомнить все признаки оригинальных брендов обуви, одежды, парфюмерии. Раньше это была самая проблемная категория, потому что на нее приходилась большая доля контрафакта, подделок. Именно поэтому была введена цифровая маркировка».

«Теперь потребитель всегда может проверить происхождение товара, откуда он приехал, из чего сделан, кто импортер, с помощью цифрового матричного кода. В других товарных категориях рисков больше, потому что таких ориентиров и цифровой маркировки пока нет», — рассказывает специалист.

Олег Павлов объяснил, как действовать потребителю, если тот все же столкнулся с подделкой. Самый надежный способ — тщательно проверять товар при получении. Если вы обнаружили несоответствие оригиналу бренда, стоит отказаться от вещи.

«Мы знаем, что если потребитель покупает в онлайне, он имеет право после получения товара отказаться от него в течение 7 дней без объяснения причин. Главное условие — чтобы товар не использовался, был сохранен товарный вид, упаковка. В этом случае потребителю не обязательно доказывать, что товар его чем-то смутил, что он контрафактный. И любые отказы (прим.ред. — в принятии товара назад) здесь неправомерны», — делится с читателями издания эксперт.

Если все же сроки возврата истекли, то здесь могут быть варианты. Вплоть до того, что потребителю придется идти в суд.

«Другой вопрос, если семидневный срок уже истек или потребитель хочет сделать акцент на контрафактности товара. Тогда будут смотреть, есть ли у товара гарантийный срок или нет. То есть кто будет доказывать ненадлежащее качество товара — сам потребитель, если гарантии нет, или продавец, если гарантия есть?

Если дело дойдет до суда, может потребоваться проведение экспертизы с привлечением того бренда, который будет спорным.

Пока для потребителей главная рекомендация — если есть сомнения, пользуйтесь правом на отказ в течение 7 дней после покупки. Если маркетплейс ущемляет это право, надо идти в суд и защищать свои права», — резюмирует Олег Павлов.

Ранее «СибМедиа» информировало о том, как купить дом в ипотеку. Больше читайте в материале.